Все о бане и сауне
 
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
У русского человека баня всегда была в почете. А иначе не сложил бы он о ней столько пословиц и поговорок.  Исстари бани сооружали возле каждого жилища, независимо от того, богатые в нем жили или бедные люди, знатные вельможи или простолюдины. Точное время появления бань неизвестно, но имеются подтверждения тому, что у славян еще 16 веков назад были сооружения, напоминавшие бани.

Конечно, в месс те, где растет лес, проще построить баню, так как строительный материал вот он, под рукой. Но и в степных зонах не обходилось без соблюдения правил личной гигиены.  Мылись прямо в русских печах. Для этого из-под печи выметали весь сор, в топку клали солому и ставили чан с водой.  Туда же влезал. Человек. Поместиться в топке можно было только лежа. После нескольких минут неподвижного лежания тело привыкало к жару. И парящийся начинал нагнетать пар, разбрызгивая вокруг себя воду из чана. И пусть невозможно было париться с веником, но прогреться как следует мог каждый.  И сейчас можно встретить любителей такого способа паренья.

Позднее именно на Руси придумали оборудовать отдельное помещение  печкой-каменкой и полком, а еще пристройкой, называемой предбанником. Отличие между банями в разных местах страны было незначительным. В зависимости от традиций строительства и климатических условий.

Самым удачным местом для расположения бани были берега рек и озер. Так было легче всего добыть воду для мытья и окунуться в холодную воду после жаркой парной. Зимой для этой цели рубили прорубь.  Благодаря высокой влажности (95%,) при не слишком высокой температуре появляется ощущение сильного жара.

А более простой вариант – «по-черному» появился еще но нашей эры, когда камни нагревали на костре, дым от которого уходил не в трубу, а в дверь. Помните у Высоцкого: «Растопи ты мне баньку по-черному!».

Но вряд ли современному человеку, особенно горожанину, понравится мытье в такой бане. Представьте себе, что вокруг вас абсолютно черные от копоти и сажи стены. Поскольку сразу после того, как баня протапливалась, дверь закрывали для прогревания стен, потолка и пола, запах дыма такой, что слезятся глаза. Угли прогорают, а потом их заливают водой для образования пара. Но входить в помещение опасно, пока не выветрится весь угарный газ. После этого нужно облить водой потолок, стены, каменку, чтобы осела зола. И только после всех перечисленных манипуляций можно входить в баню, париться и мыться. Воду согревали, поставив чан на печь, или ставили рядом с печью глиняные горшки с водой. Плюс ко всему, не было ни мыла, ни привычных нам шампуней и гелей. Мылись разведенным щелоком.  Но уже тогда запаривали различные травы для получения ароматного и целебного настоя. Ну а мылись практически так же, кА и сейчас: из деревянных шаек, лоханей. Холодная вода наливалась в деревянную бочку.

Но вышеописанный вариант бани «по-черному» не самый древний. Еще раньше был немного другой способ мытья. Его можно представить по рисунку 3.  В парилке стояла печь-каменка, на верхней части которой лежала груда камней. Ставили такую печь, как правило, в левом углу. Рядом стояла бочка с холодной водой, вдоль стены – длинная скамья для мытья. Парились на полке, который можно назвать трехъярусным. На третью полку взбирался не каждый, а только отъявленные смельчаки-любители жаркого пара.

Примечательно и то, что не всякий камень подходит для нагревания. Их тщательно подбирают, чтобы те были гладкими, не сколотые, без трещин, иначе они развалились бы от резкого и частого перепада температур. Камни при горении не должны были выделять угарный газ, что опасно для жизни.  Чтобы согреть воду, внутрь печи ставили наполненный ею котелок. Для зачерпывания воды использовали деревянный ковш. Другой способ получения горячей воды – закинуть несколько раскаленных камней в бочку с холодной водой.

До сих пор в некоторых сибирских деревнях моются вышеописанным способом. Их преимущество перед другими вариантами бань большей приспособленности к холодным сибирским зимам за счет толстых, законопаченных стен и малой площади. А  так же низких и толстых дверей. Хотя принцип получения пара точно такой же, плескание на горячие камни.

Классический вариант русской бани – это невысокое сооружение на берегу водоема, откуда и берется вода для мытья. Отопление в них печное, дровяное.

Петр I, тщательно следивший за тем, чтобы русский народ приобщался к западной культуре и соблюдал гигиену, всячески способствовал распространению бань по всей стране. За использование воды никто не платил пошлину. Если строилась общественная баня, то царский указ предписывал брать умеренную плату за пользование ей. Нельзя было распивать спиртное в бане.

В начале XX века в Санкт-Петербурге работало около 80 бань. Для семьи Николая II построили «баню-поезд». Его фото хранятся в петербургском музее гигиены. Подобный вагон был и у Троцкого в 1018 году.

Но никто из живущих в те времена не мог сравниться по степени любви к бане со знаменитым Распутиным. А поскольку все царское семейство беспрекословно выполняло все рекомендации великого старца, то и банные процедуры у Романовых были в почете. Среди петербуржцев ходила не то байка, не то эпиграмма, авторство которой приписывают Распутину. Ее смысл в том, что старец призывает строить не учебные заведения, а бани, а мыться, непременно, и мужчинам, и женщинам вместе.

В Москве в XIX – XX веках был настоящий культ общественных бань. Гиляровский в своих записках о столице отмечал, что «Москва без бань – не Москва» и что в Москве не было человека, который ни разу не посетил бы баню. Но и сегодня в столице достаточно тех, кого можно назвать настоящим гурманом в банном деле, кто не мыслит себе недели, чтобы не посетить баню.

Самые знаменитые бани Москвы – Сандуновские. Именно туда ходил Женя Лукашин каждый год 31 декабря с друзьями.  Но у них был один постоянный конкурент – бани Центральные. На какие только ухищрения ни шли их владельцы, чтобы заполучить клиентов, как только не обустраивали.

История появления Сандунов такова. У знаменитой московской купчихи  Авдотьи Ломакиной были бани на берегу Неглинки. Примечательно то, что посетители сами себе черпали воду их реки. Эти бани были единственными, которые уцелели после московского пожара 1737 года, и у жителей города не было выбора. А надо сказать, что гиена не была коньком бань Ломакиной. В них царила грязь. Увидев, какое прибыльное это дело – общественные бани, актеры одного из театров по фамилии Сандуновы решили построить большое каменное здание под бани. Но самим им заниматься этим делом было некогда, и они сдали здание в аренду Ломакиной. Однако, название у бань стало отимени актеров Сандуновых – Сандуновские, или Сандуны в просторечии.

Но доход от бань не давал покоя не только актерам, но и купцу и фабриканту Хлудову. Он решил превзойти Сандуновых и построить более роскошные бани, что ему благополучно удалось. Новые бани получили название Китайские, а позднее – Центральные.

Со временем владельцами Сандунов стала супруга генерала Гонецкого, а точнее, ее отец. Вместе с мужем они решили превзойти Китайские бани и перестроить Сандуны. Для этого был нанят знаменитый итальянский архитектор Фрейденберг.  Он тщательно изучил бани и их недостатки, придумал, как их устранить и как использовать передовой опыт других стран. Реконструкция привела к тому, что бани стали и остаются до сих пор самыми лучшими в Москве. Жители столицы и ее гости готовы стоять в очереди часами, чтобы попасть в Сандуновские бани.

Все бы шло прекрасно, но грянула Октябрьская революция 1917 года, а следом за ней глобальные изменения в отношении частной собственности. Она попросту была отменена. Сандуны стали принадлежать коммунальному отделу, а как известно, «что у нас общее, то у нас ничье». В масштабах глобальных советских строек никому не было дела до каких-то там бань. Работали и ладно. А про то, что коммуникации имеют свойство изнашиваться, никто особо не думал. Кроме того, граждане молодой Страны Советов были не слишком прихотливы и не обращали внимания на грязь и антисанитарию, царившую в общественных банях. а за тазики шла настоящая война. Под душ могли влезть два, а то и три человека одновременно.

Не лучше сложилась ситуация и в Ленинграде. А знаменитых Бассейновых банях работали вшивые банщики, не было нормальных зеркал, некоторые отделения не функционировали. Резко снизилось количество посетителей бань, и не потому, что они находили другие места для мытья, они попросту увеличили время от посещения до посещения бань. Поголовный педикулез заставил власти спешно решать проблему и строить новые общественные бани.

Конечно, не только в главных городах сложилась подобная ситуация. Так было повсеместно. Да и сегодня сервис коммунальных бань не сравнить с тем, который предлагают частные парные и сауны. Но их небольшое количество и высокие цены не способны удовлетворить запросы горожан.  На этом фоне становится понятен растущий интерес россиян к индивидуальным баням, которые они готовы возводить  даже в собственных квартирах. 
© 2012-2024