Все о бане и сауне
 
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Отмечается высокая популярность резьбы, в результате которой рельеф получается плоским. Другими словами, вырезаемый рисунок плоский, а прорезанные линии обозначают узор и композицию, проявляющиеся при выборке или прорезке углубленного фона вокруг деталей орнамента (таб.32).

Плоскорельефная резьба
Плоскорельефная резьба
1 - наличник; 2,3 - орнаментные полосы; 4 - панно

При данном типе резьбы открываются широкие возможности для мастера проведения резки композиций с использованием рисунков человека, флоры и фауны. При этом приемы, используемые в процессе работы, отличаются более высокой сложностью и трудоемкостью, требуются некоторые навыки и множество резчего инструментария.

Исходя из техники, используемой при исполнении работы, существует ряд типов относящейся к резьбе с плоским рельефом (рис.130):
- тип, имеющий заоваленные контурные линии;
- тип, имеющий подобранную (выбранную) фоновую поверхность;
- тип, имеющий подушечную фоновую поверхность.


Разновидности плоскорельефной резьбы
Рисунок 130
Виды резки узоров, имеющих плоский рельеф:
А. Контурные линии заоваленные. Б. Контурные линии с выборочной (подобранной) фоновой поверхности
1. Фоновая чеканка. 2. Порезки стамеской с лезвием уголковой формы. 3. Порезки стамеской с полукруглым лезвием.
В. Фон подушечный.

Первый из этих видов считается проще остальных; техникой исполнения сходен с контурной прорезкой узоров и орнаментов, ввиду того, что контур узора определяется двугранными выемками. Работать нужно стоя. Резку следует начать прорезкой контурных линий узора (рис.131). Надрезать можно косяком или краевой частью стамески с отлогим лезвием, поставленной по вертикали. Затем проделать прорезку со стороны фона. По ходу работы потребуется набор стамесок для надрезки и подрезки криволинейных орнаментных линий в одну прорезку, по ходу древесных волокон.

Этапы резки узора, имеющего плоскую поверхность
Этапы резки узора, имеющего плоскую поверхность с заоваленными линиями по контуру ( стрелки – по ходу работы инструментом)
А. Надрезка Б. Подрезка В. Заоваливание


Проведя подрезку, следует перейти на заоваливание граней деталей узора способом, позволяющим закруглить эту боковую поверхность выемки с большим наклоном, чем подрезку на фоновой поверхности. Выходит рисунок с рельфом, состоящим из мягких очерчивающих линий, без четко выделяемой тени.

Работая с крупноразмерным рисунком, состоящим из выемок со значительной глубиной, можно облегчить процесс, применяя уголковые стамески, клюкарзы и стамески с лезвием, имеющим полукруглую форму. Углубления делаются стамеской, направляемой киянкой. Расположение выемки – на наружной стороне изображения, за несколько миллиметров от линий изображения. После проезки выемок провести заоваливание – см ранее.

Резку узора с выбранной (подобранной) фоновой поверхностью (рис.132) проводить, как и резьбу с заоваленными контурными линиями. Выборку фоновой поверхности проводят с запланированными размерами глубины, а также ширины, исходя из характерных свойств изображения, и для придания особой выразительности. На внутренней фоновой поверхности можно проделать прорезки по обозначенному профилю, или зачеканить его, что придаст своеобразие узору за счет полученного визуального эффекта.

Этапы резки узора, имеющей плоский рельеф с выбранной (подобранной) фоновой поверхностью
Этапы резки узора, имеющей плоский рельеф с выбранной (подобранной) фоновой поверхностью
А. Надрез Б. Подрезки В. Выбор и зачищение фона и контурного края Г. Заоваливание

Этапы проведения резьбы узора имеющего плоский рельеф


По контурным линиям изображения проделывается надрез, чуть наклоненный в сторону фоновой поверхности. Этим небольшим наклонным прорезом защищается орнаментный край узора от возможных повреждений при выборке фоновой поверхности. Под конец резки узора он подрезается по вертикали, в соответствии с контурной линией, а потом обрабатываются края орнаментной детали. Вслед за прорезом по контурной линии, проводится прорезка на равный размер глубины по всей площади узора.

Завершив подрезку, выбирают фон различного вида стамесками или клюкарзами, ориентируясь на тип планируемого фона. Зачищая фон, обязательно брать во внимание ход древесных волокон, тогда не образуются задиры. При резке по твердому дереву пользуются киянкой.

Резку с подушечным фоном отличает то, что плоского фона нет вообще. Изображение круто заоваливается от контурных линий и отлогого с фоновой стороны. Фон формой похож на подушечки – отсюда название. Таким фоном создается более яркий, живописный узор (рис.133). Резьба, имеющая заоваленные контуры или подобранный фон, смотрится строже, как графика.

Этапы резки узора, имеющего плоский рельеф с фоном подушечным

Этапы резки узора, имеющего плоский рельеф с фоном подушечным(стрелки – по ходу инструмента)
А. Надрезка по контурным линиям Б. Подрез к фоновой вершине В. Заоваливание фона и контурных линий узора
© 2012-2024